Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе среднего профессионального образования   Click to listen highlighted text! Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе среднего профессионального образования
Горячая линия:
+7 (3476) 34-80-89

Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе среднего профессионального образования

Логотип

Урта профессиональ белем биреү системаһында инвалидтар һәм һаулыҡ мөмкинселеге сикләнгән кешеләрҙе өйрәтеү буйынса ресурс уҡыу-уҡытыу методик үҙәге

Инклюзивное профессиональное образование, обучение людей с инвалидностью

Главная/ Образование/ Информация об условиях для инвалидов и лиц с ОВЗ

Информация об условиях для инвалидов и лиц с ОВЗ

Информация о специальных условиях для обучения инвалидов  и лиц с ограниченными возможностями здоровья

в ГАПОУ Салаватский колледж образования и профессиональных технологий:

В соответствии с частью 10 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

– о специально оборудованных учебных кабинетах;

С целью организации образовательного процесса учебные кабинеты оборудованы для инвалидов с различными нозологиями:

  • Информационно-коммуникационная система для инвалидов по слуху – 3 шт.
  • Клавиатура для слабовидящих.
  • Дисплей брайля.
  • Тифлофлешплеер ElecGeste DTBP-101 – 2 шт.
  • Радиокласс- 1 шт.
  • Документ-камера.
  • Читающая машина.
  • Видеоувеличитель.
  • Система голосования.
  • Компьютерное оборудование (ПК, ноутбуки).
  • Мультимедийные проекторы, экран.
  • Графический планшет.
  • Веб-камера.
  • Наушники с микрофоном.
  • Радиомикрофонная система.
  • Конференционная радиосистема с 8 конденсаторными микрофонами на “гусиной шее”.

В кабинетах созданы безбарьерные условия, предоставлена возможность использовать компьютерное оборудование, специальные технические средства и программное обеспечение для обучающихся с нарушением зрения, опорно-двигательного аппарата, слуха.

Методисты Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе среднего профессионального образования разработали методическое пособие «Рабочее место студента с инвалидностью по направлению «Информатика» https://rumcskoipt.ru/metod-obespechenie/metodicheskie-posobiya.

В качестве объектов для  проведения практических занятий выступают мастерские, созданные в рамках реализации федерального проекта «Молодые профессионалы»  по направлению «Социальная сфера», а также деятельности СЦК «Туризм», «Администрирование отеля». Мастерские размещены на первом этаже в учебных корпусах, при этом имеется транспортная доступность, парковка автотранспортных средств для инвалидов, входная группа (пандусы, поручни, расширены дверные проемы), в коридорах визуальные указатели, поручни.  В мастерских рабочие места созданы так, что доступны обучающимся с различными нарушениями, в том числе маломобильным гражданам на коляске. Практическая подготовка по общеобразовательным дисциплинам, учебной и производственной практике для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья может быть организована на базе мастерских колледжа.

Мастерские подготовлены для подготовки и проведения региональных и национальных чемпионатов «Абилимпикс», демонстрационных экзаменов.

В  библиотеке имеется общеобразовательная, профессиональная и методическая литература для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в обучении. Библиотека находится в 2-х учебных корпусах. Учебная литература доступна для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.  

В качестве объектов спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, в колледже имеются 2 спортивных зала, тренажерный зал, спортивный комплекс. В тренажерном зале имеется физкультурное и реабилитационное оборудование. Студенты с инвалидностью занимаются в спортивных секциях и принимают участие в соревнования по пауэлифтингу, легкой атлетике, настольному теннису, армрестлингу, лыжам. Колледж признан центром паралимпийского движения в городе Салават.

Социокультурная реабилитация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется  с применением   средств обучения и воспитания, приспособленных ими для использования на основе инклюзивного подхода.  В мастерских ткачества, керамики, студии батика, музыкальной студии обучающиеся занимаются, готовят материалы для региональных, республиканских и федеральных творческих  конкурсов.

 В рамках реализации Государственной программы «Доступная среда на 2011-2020 годы» созданы условия по обеспечению беспрепятственного доступа в здания колледжа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Непрерывно ведется деятельность по обеспечению безбарьерной среды образовательного пространства. С целью создания условий в учебных корпусах и общежитии для маломобильных групп населения проделана  работа по следующим направлениям:

– установка пандусов и поручней;

– расширение дверных проемов;

– ремонт в санитарно-гигиенических комнатах (душевых и санузлах);

– обустройство парковки для личного автотранспорта;

– создание пожаробезопасных зон и эвакуационных выходов;

– установка  для слабовидящих и незрячих тактильной предупреждающей информации.

В колледже имеется столовая, в которой обеспечены  специальные условия питания обучающихся  с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Ежедневно горячее питание предоставляется в 2-х учебных корпусах. Питание лиц с ОВЗ и инвалидов осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 06.05.2020 года №287 «Порядок обеспечения за счет средств бюджета Республики Башкортостан бесплатным питанием обучающихся профессиональных образовательных организаций, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования за счет средств бюджета Республики Башкортостан, являющихся детьми-инвалидами или инвалидами».

Основанием для обеспечения бесплатным питанием обучающихся являются следующие документы:

– заявление,

– документ, подтверждающий факт установления инвалидности, выдаваемый ФГУ медико-социальной экспертизы.

Обучающийся или родитель (законный представитель) обучающегося для обеспечения бесплатным питанием  представляют в колледж заявление и справку, подтверждающую факт установления инвалидности.

С целью предоставления в колледже специальных условий для охраны здоровья студентов-инвалидов функционируют медпункт, в 2-х учебных корпусах кабинеты психолога. 

 Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья имеется  в колледже в учебных кабинетах, библиотеке, Центре информационных технологий.

К  электронным образовательным  ресурсам, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, относится сайт дистанционного обучения cdo.salpk.ru. В нашем колледже организации дистанционного обучения осуществляется на оболочке Moodle, которая является одной из самых популярных систем дистанционного обучения. Кроме этого всем обучающимся обеспечен доступ к ресурсам электронно-библиотечной системы по дисциплинам (модулям) Юрайт. Преподаватели разрабатывают электронный курс, состоящий из теоретического материала (лекции, презентации, инфослайды, практические и лабораторные занятия, видеолекции), контрольные задания (тесты, эссе, контрольные вопросы, кейсы, творческие задания), экзаменационные материалы и критерии оценки. Контент разрабатывается с учетом психофизиологических особенностей студентов с особыми образовательными потребностями. Сегодня преподаватели разрабатывают онлайн-курсы, кейсы, олимпиадные задания, проектные работы. Методисты РУМЦ СПО разработали «Методические рекомендации при организации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения с обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в ГАПОУ Салаватский колледж образования и профессиональных технологий».

  Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования определяется видами нарушений:

Перечень специальных технических средств и программного обеспечения для обучения студентов с нарушениями слуха:

  • мобильный радиокласс или мобильный радиокласс на основе FM-системы;
  • акустическая система (Система свободного звукового поля);
  • информационная индукционная система.

Рекомендуемый комплект оснащения учебной аудитории, в которой обучаются студенты с нарушением слуха: радиокласс, аудиотехника (акустический усилитель и колонки), видеотехника (мультимедийный проектор, телевизор), электронная доска, документ-камера.

Примерный перечень специальных технических средств и программного обеспечения для обучения студентов с нарушениями зрения:

  • дисплей с использованием системы Брайля (рельефно-точечный шрифт) 40-знаковый или 80- знаковый, или портативный дисплей;
  • принтер с использованием системы Брайля (рельефно-точечный шрифт);
  • программа экранного доступа с синтезом речи;
  • программа экранного увеличения;
  • редактор текста (программа для перевода обычного шрифта в брайлевский и обратно);
  • программы синтеза речи TTS (Text-To-Speech);
  • читающая машина;
  • стационарный электронный увеличитель;
  • ручное увеличивающее устройство (портативная электронная лупа) электронный увеличитель для удаленного просмотра.

Рекомендуемый комплект оснащения для стационарного рабочего места для незрячего или слабовидящего пользователя: персональный компьютер с большим монитором (19 – 24″), с программой экранного доступа JAWS, программой экранного увеличения MAGic) и дисплеем, использующим систему Брайля (рельефно-точечного шрифт). Рекомендуемый комплект оснащения для мобильного рабочего места для незрячего или слабовидящего пользователя: ноутбук (или нетбук) с программой экранного доступа JAWS, программой экранного увеличения MAGic и портативным дисплеем, использующим системы Брайля (рельефно- точечный шрифт).

Примерный перечень специальных технических средств и программного обеспечения для обучения студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

  • специальная клавиатура: клавиатура с большими кнопками и разделяющей клавиши накладкой и/или специализированная клавиатура с минимальным усилием для позиционирования и ввода и/или сенсорная клавиатура;
  • виртуальная экранная клавиатура;
  • головная компьютерная мышь;
  • ножная компьютерная мышь;
  • выносные компьютерные кнопки;
  • компьютерный джойстик или компьютерный роллер.

В общежитии  созданы условия беспрепятственного доступа в здание.  Жилые помещения в общежитии  приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Входная группа оборудована пандусом и дверьми с расширенным расстоянием, обустроены санитарно-гигиенические и душевые комнаты. Комнаты для проживания инвалидов имеются на 1-2 этаже. 

Click to listen highlighted text!